Утверждены
приказом Председателя Комитета
национальной безопасности
Республики Казахстан
о
т «08» ноября 2008 года № 143

Правила

взаимодействия между органами национальной безопасности Республики Казахстан и негосударственными субъектами, осуществляющими охранную деятельность,по вопросам противодействия терроризму

1. Общие положения

1. Правила взаимодействия между органами национальной безопасности Республики Казахстан и негосударственными субъектами, осуществляющими охранную деятельность (далее — субъекты охранной деятельности), по вопросам противодействия терроризму (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан «О национальной безопасности», «О борьбе с терроризмом», «Об охранной деятельности», а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы противодействия терроризму.

2. Правила определяют единый порядок практической реализации комплекса мероприятий по предупреждению и пресечению террористических акций на объектах, охраняемых субъектами охранной деятельности: частными охранными организациями, частными охранниками, охранными подразделениями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, входящих в Ассоциацию охранных организаций. Правила не ограничивают дополнительные формы и методы организации работы по взаимодействию государственных органов и негосударственных структур по вопросам противодействия терроризму.

3. Мероприятия по предупреждению и пресечению террористических акций на объектах, охраняемых субъектами охранной деятельности, проводятся под руководством Республиканского (Областного, Городского) оперативного штаба по проведению антитеррористической операции, в соответствии с требованиями Инструкции по организации и проведению борьбы с терроризмом в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2005 года № 284/ДСП (далее — антитеррористическая операция).

4. Правила применяются в отношении национальных и иностранных организаций всех форм собственности, охраняемых субъектами охранной деятельности, зарегистрированных на территории Республики Казахстан, за исключением иностранных дипломатических представительств, в отношении которых применяются нормы международного законодательства.

 

2. Порядок обмена информацией по вопросам противодействия терроризму на охраняемых объектах между территориальными органами КНБ и субъектами охранной деятельности

5. В целях организации мероприятий по противодействию терроризму субъекты охранной деятельности информируют органы национальной безопасности о получении следующей информации в отношении:

1) попыток осуществления наружного наблюдения за охраняемым объектом;

2) попыток получения информации об охраняемом объекте с помощью технических средств;

3) попыток вербовки сотрудников охраняемого объекта;

4) зашифрованного опроса ближайшего окружения охраняемого объекта или его сотрудников;

5) фактов поиска и снятия помещений вблизи офиса охраняемого объекта;

6) неоднократного появления и длительного пребывания вблизи охраняемого объекта одних и тех же автотранспортных средств;

7) попыток получения технической документации на здания, помещения, коммуникации охраняемого объекта;

8) изучения распорядка дня фирмы и режима работы сотрудников;

9) попыток проверки эффективности пропускной системы и в целом работы службы безопасности.

6. Органы национальной безопасности с учетом требований законодательства о государственных секретах:

1) информируют субъектов охранной деятельности о:

признаках подготовки к террористическому акту;

возможных устремлениях террористических организаций или отдельных лиц, причастных к террористической деятельности, к объекту, охраняемому субъектом охранной деятельности;

2) оказывают методическое содействие субъектам охранной деятельности в совершенствовании подготовки охранников по вопросам противодействия терроризму;

3) во взаимодействии с субъектами охранной деятельности проводят информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на нераспространение идей терроризма.

3. Порядок взаимного обмена информацией о совершении террористических актов на объекте, охраняемом субъектом охранной деятельности, и информирование инстанций

7. Обо всех фактах подготовки и совершения террористических актов, связанных с захватом объекта, заложников, а также при получении иной информации, ставящей под угрозу безопасность объекта или его персонала (использование на территории объекта охраняемого субъектом охранной деятельности или в непосредственной близости взрывных или зажигательных устройств, других средств насилия), должностные лица или дежурная служба субъекта охранной деятельности должны незамедлительно информировать дежурные службы территориальных органов КНБ и МВД по месту дислокации объекта.

8. Информация должна содержать следующие данные:

1) время получения сообщения;

2) вид террористической акции (захват объекта, захват заложников, взрыв, обнаружение предмета, схожего со взрывным устройством);

3) при наличии — количество и вооружение террористов, их требования;

4) обстановка на объекте;

5) принятые субъектом охранной деятельности меры и действия по обеспечению безопасности;

6) наличие пострадавших среди персонала и иных гражданских лиц.

 

4. Действия должностных лиц субъекта охранной деятельности при получении сообщения о подготовке или совершении на охраняемом объекте террористической акции

 

9. Руководству субъекта охранной деятельности при получении сообщения о подготовке или совершении на охраняемом объекте террористической акции необходимо:

1) прибыть к месту дислокации объекта охраны;

2) сообщить собранные первоначальные сведения в дежурные службы территориальных органов КНБ и МВД;

3) обеспечить надежную связь с оперативным штабом по проведению антитеррористической операции;

4) сформировать группу первичного блокирования в целях выполнения следующих функций:

— блокирования места подготовки или совершения террористической акции;

— эвакуации лиц и транспортных средств из зоны возможного поражения, первоначальная их фильтрация;

— организация блокирования подъездов к объекту, установление пропускного режима до прибытия представителей группы обеспечения дорожного движения Областного (Городского) оперативного штаба;

— сбор, обработка и последующая передача информации о происшествии в Областной (Городской) оперативный штаб;

5) после прибытия членов межведомственной оперативно-следственной группы действовать в соответствии с указаниями руководителя оперативного штаба по проведению антитеррористической операции;

6) оказывать содействие межведомственной оперативно-следственной группе в выявлении, закреплении и сборе доказательств по готовящимся и совершенным преступлениям. В этих целях, при необходимости, обеспечить доступ к техническим средствам обеспечения безопасности (системам видеонаблюдения, контроля доступа);

7) после занятия оперативными группами Областного (Городского) оперативного штаба мест согласно расстановке расформировать группы первоочередного блокирования;

8) в случае совершения терактов, техногенных, природных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций по согласованию и под руководством Областного (Городского) оперативного штаба принять участие в ликвидации их последствий;

9) осуществить мероприятия по обеспечению сохранности следов преступления, при необходимости — отключению объекта от энерго- и газоснабжения, а также в случае использования в производственном цикле объекта сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных и других опасных веществ, по возможности, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение вероятных дополнительных угроз.

Действия руководства Областного (Городского) оперативного штаба с получением сообщения о подготовке или совершении террористической акции на объекте, охраняемом субъектом охранной деятельности, по блокированию места объекта террористической атаки, ведению переговоров с террористам» информированию инстанций, проведению специальной операции hv> освобождению заложников, поиску и обезвреживанию взрывных устройств, взаимодействию с представителями средств массовой информации регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области борьбы с терроризмом.

10. Любое сообщение (в том числе и анонимное) о подготовке к совершению террористических актов на охраняемом объекте, переданное по телефону, в письменном виде, лично или другим путем, должно рассматриваться как реальная угроза жизни и безопасности персонала, иных гражданских лиц, если не будет доказана ложность содержащихся в нем сведений.

11. При получении по телефону анонимной информации о подготовке к совершению террористической акции работнику субъекта охранной деятельности необходимо:

1) записать сообщение;

2) зафиксировать точное время телефонного разговора;

3) подключить (при наличии возможности) к разговору должностное лицо или еще одного работника;

4) определить на слух особенности речи, произношение, интонацию, акцент, сопровождающие разговор шумы;

5) попросить абонента повторить сообщение, стараясь затянуть разговор в целях принятия мер для определения местонахождения абонента;

6) задавая наводящие вопросы, попытаться вынудить абонента назвать себя или сообщить свое местонахождение;

7) записать (при наличии возможности) разговор на магнитный носитель информации (магнитофон, персональный компьютер, CD или Flash-диск) и принять меры к его сохранению;

8) по окончании телефонного разговора трубку на аппарат не класть, а принять меры к установлению номера телефона, с которого вел разговор заявитель;

9) довести содержание телефонного разговора до руководства субъекта охранной деятельности и составить письменную докладную с подробным содержанием и особенностями состоявшегося разговора.

12. При получении устной информации любого вида о террористической акции работнику субъекта охранной деятельности необходимо:

1) передать сообщение руководству субъекта охранной деятельности, в дежурные службы КНБ, МВД;

2) предложить лицу, передавшему информацию, вместе проследовать к руководителю субъекта охранной деятельности, представителю КНБ или МВД и лично передать сообщение;

3) при невозможности задержать данное лицо — взять его под наблюдение, запомнить приметы, характерные особенности, манеры и установить направление, в котором он скрылся, транспорт, которым он воспользовался (тип, марка, цвет, номер). Результаты наблюдений немедленно довести до руководства субъекта охранной деятельности, дежурных служб КНБ или МВД.

13. При получении в письменном виде анонимной информации о подго­товке террористического акта работнику субъекта охранной деятельности необходимо, не разглашая содержание документа, в кратчайшие сроки передать его руководству субъекта охранной деятельности, дежурным службам КНБ и МВД. При этом не допускается неоправданная передача полученных документов из рук в руки и небрежное обращение с ними, так как это значительно усложняет задачу поиска автора сообщения.

14. Руководители субъекта охранной деятельности с получением сообщения об угрозе совершения террористического акта принимают меры, определенные распоряжениями руководства объекта по:

1) усилению пропускного и внутриобъектового режимов, при необходимости — проведению личного досмотра персонала объекта охраны, посетителей, автотранспорта, въезжающего на территорию объекта охраны и выезжающего из него;

2) проведению дополнительного инструктажа личного состава на предмет повышения бдительности, возможного выявления и задержания террористов и (или) их сообщников.